..

Сайт города Попасная.
 

 

 

 

Интернет издания:

ПОПАСНЯНСКАЯ ПРАВДА

 



 

 

 

История города Попасная

 

.......... 90 километрах к юго-западу от Ворошиловграда (Луганска) расположен город Попасная. Это центр Попаснянского района, где живет 72,7 тысячи человек. Площадь района -1,3 тысячи квадратных километров. Плотность населения 54 человека на один квадратный километр. Городскому, 8 поселковым и 3 сельским Советам народных депутатов подчинено 40 населенных пунктов. В экономике ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту и сельскохозяйственному производству. В Папасной находится управление третьего отделения Донецкой железной дороги. В его пределах 48 станций и остановочных пунктов, три локомотивных депо (Попасная, Сватово, Сентяновка), два вагонных (Попасная, Сентяновка), путевая машинная станция № 134, дистанции сигнализации и связи, гражданских сооружений и погрузочно-разгрузочных работ, строительно-монтажный поезд № 516, отдел рабочего снабжения и другие предприятия и учреждения, обеспечивающие работу транспортного конвейера. Донецкая магистраль отгружает каждые сутки более миллиона тонн народнохозяйственной продукции. 9,4 процента погрузки и 8,5 процента выгрузки обеспечивает Попаснянской отделение. Генеральный груз уголь — составляет 57,5 процента общего объема погрузки. Каждую пятилетку отправление грузов увеличивается на 32—35 тысяч тонн. Крупнейшие грузовые станции — Стаханов, Переездная, Рубежное, Авдаково. В сутки отделение принимает и сдает «на выхода» тысячи вагонов. Услугами железнодорожников пользуются 542 предприятия и учреждения и среди них — 90 заводов и 39 шахт. В их распоряжении 783 километра подъездных путей, где производится 97 процентов погрузки и 95 процентов выгрузки вагонов. Значительны в Попасной пассажирские перевозки. Отсюда прямые поезда курсируют до Москвы, Харькова, Минска, Симферополя, Уфы, Омска, Челябинска, Куйбышева. Более 60 пригородных поездов связывают Попасную со всеми городами и поселками Донбасса. В городе есть и автовокзал.

ЗАРЕ НАВСТРЕЧУ

.......... период строительства Донецкой каменноугольной железной дороги возник поселок Попасная. 1 декабря 1878 года пошли первые поезда из Попасной до Дебальцево и Краматорска, а в следующем году — и до Лисичанска. В 1895 году вступил в эксплуатацию участок Лисичанск — Сватово — Купянск. Через три года проложили колею до станции Трудовая, потом ее продлили до Никитовки. На первых порах в Попасной было сооружено основное депо на 12 паровозов и малые мастерские. Резервные депо третьего класса с сараями на 1—2 локомотива появились в Варварополье, Марьевке, Ступках, Лисичанске. Оборотное депо Сватово располагало 12 стойлами для промывки и шестью — для ремонта паровозов. Маломощные трех и четырехосные паровозы разных серий иностранного и отечественного производства водили двухосные вагоны вместимостью 15—16,5 тонн груза. Товарные поезда состояли из 18—25, а пассажирские — из 4—5 вагонов. В тяжелых условиях работали железнодорожники. Выходцы из безземельных крестьян и разорившихся кустарей, они шли сюда на заработки, но за 12—15-часовой рабочий день получали мизерную плату. Стрелочникам, путевым рабочим и обходчикам платили 11-12 рублей в месяц. Этого не хватало даже на пропитание семьи, имеющей двух детей. К тому же процветали штрафы. В 1903 году в поселке насчитывалось 3735 жителей. Многие семьи ютились в казармах, глинобитных лачугах и землянках. Железнодорожный пролетариат все решительнее выступал против произвола эксплуататоров. Значительную роль в его сплочении сыграла социал-демократическая организация, созданная в Попасной в 1904 году. Железнодорожники приняли активное участие в революции 1905—1907 годов. Памятная доска на станции свидетельствует: «В здании вокзала находился стачечный распорядительный комитет, который более 2 недель руководил политической забастовкой железнодорожников, начатой 8 декабря 1905 года. В 1917 году здесь работал штаб Красной гвардии города Попасная». Под руководством стачечного комитета забастовщики заняли вокзал. Оружие, реквизированное у станционной жандармерии, а также 80 специально изготовленных пик передали рабочей дружине. Был создан фонд помощи бастующим, насчитывающий 1800 рублей. Забастовка на станции Попасная была подавлена только после разгрома Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Но Попаснянская организация РСДРП продолжала вести работу. В августе 1906 года ее делегаты участвовали в конференции социал-демократических организаций крупных станций Екатерининской железной дороги. В это же время в Панаевой вспыхнула новая забастовка, которая была жестоко подавлена с помощью карателей. Социал-демократическая организация продолжала вести подпольную работу, выпускала листовки, поддерживала связь с социал-демократическими группами Сватово, Алмазной, Марьевки, Лисичанска. К этому времени Попасная стала крупным железнодорожным узлом. В связи с быстрым развитием промышленности Донбасса в 1910— 1913 годах увеличилось отправление топлива и металла. Грузооборот Попасной составлял 1 миллион вагонов в год. Суточная погрузка крупнейшей станции Алмазная (Стаханов) доходила до 600 вагонов. Развивались транспортные службы, появлялись более мощные паровозы и вагоны, прокладывались вторые пути. На главных направлениях действовала блокировка, на некоторых станциях производили централизацию стрелок. В 1912—1915 годах в Попасной были построены два завода силикатного кирпича, паровая мельница. Из Польши сюда эвакуировали стеклозавод, который выпускал ламповое стекло, чайные стаканы, аптекарскую посуду. Ряды рабочих росли, а условия их жизни не улучшались. В поселке не было даже больницы, только приемный покой с палатой на две койки. Двухклассное железнодорожное училище и земская начальная школа не охватывали всех детей школьного возраста. С началом первой мировой войны поднялись цены на продукты питания, одежду, топливо, повысилась плата за жилье. Попасняне приветствовали победу Февральской революции, свергнувшей самодержавие. 4 марта 1917 года приступил к работе Попаснянский поселковый Совет. В августе официально оформилась большевистская ячейка, насчитывающая 17 человек, через месяц в ней было уже 92 члена партии. Под руководством большевиков в селах Камышевахе, Троицке, Калиново, Новоалександровке, Нижнем и других были организованы Советы. Небывалый политический подъем вызвала у трудящихся Попасной весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции. Большую работу проводили коммунисты по осуществлению ленинского декрета о земле. Уже 17 января 1918 года возле Попасной была организована первая в Донбассе сельскохозяйственная артель «Муравейник № 1». С оружием в руках встали трудящиеся Попасной на защиту завоеваний Октября. Под руководством военно-революционного комитета в декабре 1917 года формируется первый красногвардейский отряд. В связи с наступлением австро-германских войск Попасная стала одним из опорных пунктов обороны Донбасса. В марте 1918 года был создан второй красногвардейский отряд из транспортников, стекольщиков, шахтеров близлежащих рудников под началом бывшего балтийского моряка И. Майорова. Памятная доска на здании мастерских дистанции гражданских сооружений рассказывает об этом нынешним жителям Попасной, наследникам славы своих отцов. Красногвардейцы Попасной сражались против кайзеровских войск у станций Знаменка, Александрия, Верховцево, Екатеринослав, затем вошли в 1-й Луганский социалистический отряд, позднее — в 5-го Украинскую армию под командованием К. Е. Ворошилова. Ордена Красного Знамени был удостоен машинист депо Попасная И. Н. Кабаков, отличившийся в 1918 году при походе этой легендарной армии от Род а ко во до Царицына. За отвагу в боях с белогвардейцами такую же награду вручили попаснянскому железнодорожнику А. А. Шуйскому, бойцу Первой Конной армии. Около семи месяцев, с 24 апреля по ноябрь 1918 года, хозяйничали в Попасной австро-германские войска и их приспешники из Центральной рады. Они жестоко расправлялись с советскими людьми, грабили, убивали. Но и в этих условиях активно действовал подпольный большевистский комитет, в который вошли Я.Ф. Токарев, Д. Е. Кравченко, М. Ф. Сулима и другие. Руководил им Семен (И. Н. Попов), присланный Луганским подпольным большевистским комитетом для укрепления партийной организации. Под его руководством трудящиеся Попасной выступили в июле 1918 года застрельщиками всеобщей забастовки железнодорожников Украины. 20 дней бездействовал узел. Стачками протеста железнодорожников поддержали рабочие донецких рудников и заводов. В конце ноября 1918 года под ударами повстанческого движения, а также в связи с революцией в Германии австро-германские оккупанты спешно уходили с Украины. Вслед за ними покинули Попасную и петлюровские банды. В начале декабря 1918 года была восстановлена Советская власть. Разворачивал работу военно-революционный комитет. По его решению формируется, в основном из молодых железнодорожников, боевая рабочая дружина. Местом ее сбора назначили Переездную. Узел к тому времени заняли белогвардейцы. И на первых порах, и когда прибыли дружинники рудника Тошковка, сел Нижнее, Луганское, других населенных пунктов и отряд вырос, командиром его был бывший офицер царской армии Д. Я. Клименко, начинавший трудовой путь в Попасной. Имея в своем распоряжении сооруженный своими силами легкий бронепоезд, молодежь 23 декабря совершила налет на Попасную и, захватив подвижной состав, вернулась в Переездную. По совместному решению штаба дружины и представителей Красной Армии железнодорожники 25 декабря выбили из Попасной белогвардейцев и удерживали ее до прихода наших частей. В январе 1919 года фронт находился в 7—10 километрах от Попасной. Работали предприятия, дети ходили в школу. По тревожному гудку дружинники брались за оружие и помогали красноармейцам громить белогвардейцев. В одном из таких боев 19 января погибли на подступах к Попасной командир отряда Д.Я. Клименко и 13 бойцов. Командование отрядом принял П. Б. Гатченко. Бои переместились на дебальцевское направление. Шли они у станций Варварололье (Первомайск), Алмазной, Ломоватка. Поласнянские машинисты, их помощники Д.М. Синельников, С. Г. Ручко, И. Н. Кочетков, Ф. П. Гаврилов, Ф. И. Пяткин, П. С. Поджарый и другие сутками работали на незащищенных локомотивах, когда приходилось подменять вышедшие из строя бронепаровозы. В конце мая 1919 года под угрозой нового наступления деникинцев пришлось эвакуировать на север страны подвижной состав и ценное оборудование. Тем временем бои в районе Попасной продолжались. Командование Красной Армии направило сюда бронепоезд «Углекоп», команда которого состояла из моряков-балтийцев. Белогвардейцы бросили против героев танки. «Углекоп» уничтожил один из них, но был подбит и взорвался. На могиле моряков, на 4-м километре линии Попасная—Артемовск, теперь высится остроконечный обелиск с надписью: «Бойцам и железнодорожникам бронепоезда «Углекоп», погибшим 2-го июня 1919 года в бою с белогвардейцами». В день 47-й годовщины Советской Армии был также воздвигнут Обелиск на Попаснянском кладбище, на могиле бойцов 125-й бригады 42-й стрелковой дивизии, павших в боях с белогвардейцами. В 1972 году их останки перенесены на площадь Героев. Заняв Попасную, деникинцы установили режим террора, грабежа и насилий. Они расстреляли члена военно-революционного комитета, машиниста А.И. Будника и бывшего офицера царской армии И.О. Буйгашева, отказавшегося вступить в белую армию. Владимир Ильич Ленин пристально следил за продвижением частей Южного фронта под командованием А. И. Егорова в Донецкий бассейн. В те дни атлас «Железные дороги России» постоянно лежал на столе в кремлевском кабинете Ильича.. Военный телеграф сообщил о том, что 20 декабря на переправах через Северский Донец Первой Конной армией С. М. Буденного наголову разбита большая группировка деникинских войск. Освобождены станции Насветевич и Лисичанск, передовые части Красной Армии вступили непосредственно в Донецкий бассейн. По свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, работавшего тогда управляющим делами Совнаркома, В.И. Ленин, ознакомившись с донесением, подошел к карте, отметил освобожденные пункты. Новая телефонограмма с Южного фронта: взяты станции Переездная и Лоскутовка. В атласе «Железные дороги России» на карте они обозначены не были. После уточнения на светлом поле карты В. И. Ленин написал: «Лоскутовка», «13 верст», «9 верст», «(около ст. Попасная) 22 версты». На бланке сообщения Ильич исправил опечатки в названиях станций и сделал примечание: «Лоскутовка в 13 верстах от Камышевахи, в 22 верстах от Попасной». И тут же дописал: «В печать по телефону». 24 декабря 1919 года это сообщение с поправками и примечанием В. И. Ленина было опубликовано в «Известиях ВЦИК» на первой странице под постоянной рубрикой «Красный фронт», 26 декабря 1919 года 12-я стрелковая дивизия 8-й армии подошла к Попасной. В трех километрах от станции броневикам Первой Конной преградили продвижение вперед завалы и разобранные деникинцами пути. На помощь буденновцам пришли жители поселка: они начали разбирать нагромождения. В стане врага разразилась паника. Этим воспользовались подпольщики и партизаны, прицепили к маневровому паровозу ремонтную «летучку» и на большой скорости промчались мимо вокзала, где еще находились белогвардейцы, навстречу советским броневым крепостям. Пути быстро отремонтировали. 27 декабря 12-я стрелковая дивизия при поддержке двух бронепоездов заняла Попасную. Командир Первой Конной горячо поблагодарил Попаснянских патриотов за смелость и находчивость. Выразил им признательность и член Реввоенсовета армии К. Е. Ворошилов, земляк попаснян. На перегоне между станциями Переездная и Волчеярская в будке путевого обходчика он родился и в этих местах провел детские годы. В первые дни 1920 года, когда, ремонтируя бронепоезд № 26, мастеровые сутками не покидали депо, Климент Ефремович наведывался туда. Его партийное слово вдохновляло людей на самоотверженный труд. Наиболее отличившимся ремонтникам он вручил ценные подарки. Через несколько часов после освобождения в Попасную прибыл полевой штаб Первой Конной. В тот же день, 27 декабря, С. М. Буденный подписал здесь приказ о разгроме деникинцев в районе железнодорожных узлов Дебальцево и Иловайск. Наступлением на станцию Дебальцево с бронепоезда руководил лично командарм С.М. Буденный.

 

К МИРНОЙ ЖИЗНИ


.......... первых же дней освобождения возобновил свою работу военно-революционный комитет. В феврале 1920 года был избран подрайонный партийный комитет во главе с рабочим-железнодорожником В. М. Клюевым. Через месяц оформилась комсомольская ячейка. Ее первое собрание по поручению партийного комитета проводил заведующий школой И.А. Беседовский. В бюро ячейки, в основном вошли молодые рабочие депо А. Брунько, Р. Дягилев, С. Ручко, Г. Скляренко, И. Бычков. Секретарем ячейки стал С. Ручко. Комсомольцы создали детский дом, собрали для сирот одежду, продукты. Юноши и девушки обучались военному делу, являлись членами продотрядов, боролись против кулацких банд. В первых числах апреля 1920 года был избран Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который возглавил бывший матрос Балтийского флота Д. В. Б л агути н. Основные усилия Совет направлял на восстановление транспорта. В Попасной размещался второй полк Украинской трудовой армии. Сюда прибыл из России подвижной ремонтный поезд № 1. Его коллектив решил увеличить рабочий день на два часа и так трудиться до полной победы над разрухой транспорта. По примеру депо Москва — Сортировочная проводили коммунистические субботники. Инициаторами их были коммунисты и комсомольцы. Большую роль играли комиссары предприятий. На эти посты выдвигались беззаветно преданные делу революции коммунисты. На Попаснянском узле первыми комиссарами были слесарь депо Е. И. Демченко, машинист И. Н. Кочетков. 1 мая 1920 года в день Всероссийского субботника было отремонтировано 6 паровозов и 15 вагонов. Но шла еще гражданская война. Партия, В. И. Ленин укрепляли Красную Армию. ЦК РКСМ обратился к комсомольским организациям с призывом послать своих лучших воспитанников на командные курсы. В Попасной выбор пал на молодых железнодорожников П. И. Гетманского, С.Г. Ручко и Г.К. Скляренко. По рекомендации подрайкома партии по путевке комсомола в мае 1920 года их направили на учебу в Москву. Они были зачислены на первые московские пулеметные курсы, размещавшиеся в Кремле. Через год эти курсы реорганизовали в первую объединенную военную школу имени ВЦИК - Курсанты учились военному делу и одновременно несли охрану Советского правительства и Кремля. Отсюда уходили громить белогвардейскую армию Врангеля и белополяков. Молодым железнодорожникам выпало большое счастье видеть и слушать Владимира Ильича Ленина в здании Совнаркома, на заседаниях конгрессов Коминтерна, на Всероссийских съездах Советов, на Красной площади в праздничные дни. Они стали красными командирами, десятилетия отдали родной армии генерал С. Г. Ручко, полковники П. И. Гетманский, и Г. К. Скляренко. А их отцы и братья, друзья и товарищи в трудные двадцатые годы несли трудовую вахту. На предприятиях появились ударные, или, как их тогда называли, показательные группы. Одна из таких молодежных групп под руководством опытных мастеров П. А. Удода и Г. Ф. Власенко выпустила из среднего ремонта паровоз на пять дней ранее срока. Это был рекорд. Самоотверженно трудились молодые слесари П. Радионов, М. Алексиенко, Р. Дягилев, Д. Ягленко, М. Бублий и другие. В торжественной обстановке ревком объявил благодарность группе и выдал каждому по 20 аршин бязи. Исполком Попаснянского Совета наладил торговлю необходимыми товарами в 10 государственных магазинах. Стала работать железнодорожная поликлиника, где больных принимали два врача и три фельдшера. Кроме того, существовала группа санитарного надзора, которая проводила профилактические медицинские осмотры. В сентябре 1920 года в Попасной открылись три школы, где училось свыше тысячи детей. На предприятиях узла и стекольном заводе создаются группы ликбеза. Во второй половине 1922 года на базе паровозного депо открыли школу ФЗУ. Среди первых учащихся были П. Трофименко, К. Пяткин, Б, Ордынский, И. Ляшенко, Ф. Ломовцов, Г. Великих, В. Ягленко, И. Кочетков. В мае 1923 года в Попасной была создана первая пионерская организация, сыгравшая большую роль в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. У истоков ее стояли секретарь узлового комитета комсомола Л. Клименко и первый пионервожатый И. Максименко. Секретарем бюро отряда избрали комсомольца А. Ткаченко. Вступали в строй культурно-бытовые объекты. В 1923 году в Попасной открылись рабочий клуб и библиотека, работу в которой начали вести Ф. С. Ткаченко и Ф. В. Ляшенко. В том же году вышел первый номер узловой, тогда еще стенной, газеты «Свисток», которая со временем стала многотиражной и поначалу печаталась в Артемовске. Постепенно налаживалась работа транспорта. Но положение было еще очень тяжелым. На станции Попасная состоялось совещание комиссарского состава Дебальцевского, Попаснянокого, Никитовското и Сватовского железнодорожных узлов, а также представителей райполитотделов и райпрофсожей. В его работе принял участие председатель Центрального правления каменноугольной промышленности Донбасса В.Я. Чубарь. Вот как вспоминал об этом много лет спустя профессор Я. С. Блудов, в то время комиссар Сватовского участка пути: «...На это совещание прибыл из Артемовска товарищ Чубарь. Через нас, участников совещания, он обратился к железнодорожникам с призывом: напрячь все силы и обеспечить бесперебойную подачу вагонов на шахты и заводы и главное — открыть «зеленую улицу» для эшелонов с углем на Москву и Петроград». 27 января 1924 года, в день похорон Владимира Ильича Ленина, в Попасной собралось более 1500 человек. Резолюция, принятая на митинге, звучала как клятва: «...Смерть В. И. Ленина еще больше сплотит рабочий класс вокруг Коммунистической партии. Унынию, шатаниям и сомнениям нет места в наших рядах. Будем стремиться стать достойными учениками Ильича, который никогда не колебался, и, как опытный кормчий, вел по правильному пути корабль мировой революции...» По ленинскому призыву около 300 железнодорожников Попаснянского узла вступили в ряды Коммунистической партии, среди них котельщик И. Шевченко, бригадиры М. Удод и Н. Лысенко, машинисты Н. Науменко и Н. Кочергин, слесари М. Стороженко и Н. Яншин, токарь М. Лобченко, помощник машиниста П. Берко. В депо создали ударную бригаду, куда вошли М. Стороженко, И. Бережной, Г. Жириль, А. Скиба, И. Дмитренко и другие. Лишь за один месяц они поставили в строй три паровоза. В октябре 1926 года железнодорожники, горняки и крестьяне Попаснянского района отправили в подарок Путиловским рабочим 15 вагонов угля, добытого сверх плана, и 15 вагонов хлеба. Рос уровень культурной жизни. В 1928 году построили Дворец культуры железнодорожников. В кинотеатре «Коммунар» демонстрировались фильмы. Большим успехом Пользовалась эстрадная группа «Синяя блуза». На линейных станциях начали появляться радиоприемники. При железнодорожной школе действовали курсы по подготовке в вузы — рабфаки. Осенью 1928 года, в поселок прибыла делегация Путиловского завода, привезла два первых отечественных трактора. По рекомендации райкома партии их вручили коммуне «КИМ» (теперь совхоз «Забойщик»), над которой шефствовали железнодорожники. В знак братской благодарности в XII годовщину Великого Октября ушел из Попасной в Ленинград состав с углем и хлебом. Готовился он в обстановке высокого патриотического подъема. По инициативе молодых коммунистов и комсомольцев И. Удода и Н. Скляренко, при горячем участии бывшего комиссара Одесской транспортной флотилии, заместителя начальника участка тяги ветерана партии П. И. Кондренко для этого эшелона в неурочное время выпустили из среднего ремонта паровоз. Вагоноремонтники в свободное время вернули в строй 30 вагонов. Молодые шахтеры загрузили 20 отремонтированных вагонов углем, добытым сверх (задания. Хлеборобы заполнили 10 вагонов сверхплановыми тоннами пшеницы. Почетное право вести эшелон завоевал молодой машинист П. Лакутин. В состав делегации входили слесари С. Блоха и К. Григоренко, А. Евтушенко, председатель райпрофсоюза Н. Зуев и другие. Тепло встречали гостей из Попасной рабочие завода «Красный путиловец», ныне имени С. М. Кирова. И стало традицией посылать друзьям подарки в отремонтированных молодыми руками вагонах.

 

МАРШРУТАМИ ПЯТИЛЕТОК

..........рудящиеся Попаснянского района и отделения дороги с воодушевлением взялись за выполнение задач первой пятилетки, горячо поддержали призыв «Пятилетку — в четыре года!» По инициативе газеты «Правда» на транспорте в декабре 1930 года началось соревнование спаренных паровозных бригад, а позже — вагонников и станционщиков. Успешно выполняли условия Всесоюзного конкурса бригады машинистов М. Григоренко, С. Стовпяги, П. Копейкина, 3. Острого и других. Они были в числе первых удостоены звания ленинских ударных коллективов. В конце 1930 года в Попасной начала выходить районная газета «Ленинский шлях». Газета «Свисток» в сентябре 1932 года была переименована в «Прапор зал1зничника» и являлась органом партийного, хозяйственного и профсоюзного руководства эксплуатационного района, а потом и отделения. Славными продолжателями традиций участников первых коммунистических субботников выступали молодые железнодорожники. В марте 1931 года в депо создали первый комсомольский паровоз, который возглавили молодые коммунисты Н. Донин и П. Лакутин. Вскоре в число молодежных зачислили паровоз № 12—52. Ведущим механиком сюда назначили комсомольского активиста Г. Долгих. К концу 1932 года работала уже комсомольская колонна из шести локомотивов. Позднее их число возросло до девяти. Бригады Л. Гаврилова, И. Селютина и М. Чемиса довели пробег паровозов между промывками до 2000 километров при норме 1200. Машинисты И. Кирсанов и А. Ополоник, экономя топливо, сжигали низкосортные угли, изгарь и шлакоотсев. Участники колонны С. Брагин и Н. Тупицын на участке Попасная — Сватово водили поезда без набора воды на промежуточных станциях. Появились молодежные смены и бригады у движенцев, вагонников, путейцев. Первой молодежной стала станция Володино и возглавил ее комсомолец Б. Тихий, затем—станция Ирмино, которой руководил А. Ковшарь. В Переездной в содружестве с работниками подъездных путей по-ударному трудилась комсомольская смена дежурного по станции Г. Кальмы. Большую помощь оказывал юношам и девушкам в их начинаниях помощник начальника политотдела отделения по работе с комсомольцами В. Шепилов. Ударники Голубовской шахты № 100 Кадиевского района бросили клич ко всем железнодорожникам и шахтерам Донбасса: «Рештаки социалистического конвейера протянем от транспорта до шахт!» Они взяли шефство над Попаснянским узлом и заключили с железнодорожниками социалистический договор о взаимопомощи. Ценная инициатива нашла широкую поддержку. В стране началось межотраслевое соревнование железнодорожников и шахтеров. Значение Попасной, как железнодорожного узла, возрастало. В несколько раз увеличились перевозки народнохозяйственных грузов, что требовало расширения путевого хозяйства. Еще в 1930 году началась реконструкция паровозного депо. А в 1933 году в трех километрах от станции Попасная стали строить вагоноремонтный завод. В период восстановления и в годы первых пятилеток приезжали в Попасную для оказания помощи местным парторганизациям, советским и хозяйственным органам Генеральный секретарь ЦК КЩ(б) Украины С. В. Косиор, председатель ВУЦИК Г. И. Петровский, нарком путей сообщения А. А. Андреев, секретарь ЦКК ВКП(б) Е. М. Ярославский, заместитель Председателя Госплана СССР Г. И. Ломов, герой гражданской войны В. М. Примаков и другие. Партия ставила задачу укреплять трудовую и государственную дисциплину, повышать авангардную роль партгрупп и всех коммунистов, усиливать заботу о культурно-бытовых нуждах железнодорожников. В ее выполнении партийным организациям большую помощь оказывала печать. В марте 1933 года в депо стала выходить первая на транспорте ежедневная стенгазета «Наш паровоз». По примеру попаснян на магистралях страны развернулось движение под девизом «Каждый ударник — рабкор, каждый рабкор — ударник». Газеты «Правда» и «Гудок» с участием политуправления НКПС провели в Попасной семинар транспортной печати. В то время на узле и линейных станциях выходило более 20 ежедневных стенгазет. Ежедневка в депо Попасная выходит и поныне. Вторая пятилетка была ознаменована рождением стахановского движения. На железных дорогах начало массовому походу за высокую производительность труда положил машинист депо Славянск П. Ф. Кривонос. Его последователи появились во всех отраслях хозяйства Попаснянского отделения. По скоростному повел поезда первый кривоносовец Н. Е. Донин. Не уступал ему в мастерстве кадровый механик Ф. В. Подземельный. В числе лучших машинистов магистрали они побывали в октябре 1935 года на приеме у секретарей ЦК КЩб)У П. П. Постышева и Н. Н. Попова, Председателя Совнаркома Украины П. П. Любченко. Маневровый диспетчер В. Ф. Веретенников выступил инициатором соревнования за превращение станции Попасная в стахановскую и применил в комплексе зародившиеся к тому времени передовые приемы труда. По его предложению ввели рациональную специализацию путей, начали подбирать вагоны по группам, перерабатывать часть грузопотока на соседней станции Камышеваха. Простой транзитных вагонов сократился на 8 часов. Новатора наградили орденом Ленина. Диспетчер –вагоно-распределитель отделения движения М. П. Богаченко удостоился значка «Почетному железнодорожнику», как один из организаторов похода за сдвоенные и многократные грузовые операции с вагонами в одни сутки. Железнодорожники и угольщики треста «Первомайскуголь» в годы второй пятилетки развернули соревнование от стрелки до забоя. По их почину на грузовых магистралях создавали единые смены станций и. транспортных цехов промышленных предприятий. На всю железнодорожную сеть прозвучал почин попаснянских путейцев. Парторганизация, которую возглавлял парторг ЦК ВКЩб) И. И. Пырков, начальник дистанции пути инженер В. С. Левченко, сумели поднять людей на стахановский труд. 27 декабря 1935 года на перегоне Ломоватка — Боржиковка впервые на транспорте за 29 минут заменили рельсы на двух километрах без задержки поездов. Этим было положено начало ремонта колеи в так называемые «окна». Особенно отличился ирминский ремонтный рабочий Д. П. Индюков: за смену он подбивал сначала 300, а потом по 400—500 и даже 600 концов шпал. Его наградили орденом Ленина и вручили значок «Почетному железнодорожнику». За счет железной дороги в селе Калиново, где он жил, ему был сооружен новый дом. Высоким скоростям и безаварийному движению поездов способствовала получившая широкое распространение на сети дорог инициатива попаснянского осмотрщика-автоматчика П. Ф. Гайдабуки. Его молодежная бригада обеспечила отправление поездов без малейшей утечки воздуха из тормозной магистрали. «Парторг Капустин — наш Дюканов»,— писали коммунисты станции Камышеваха в газете «Гудок» 11 декабря 1935 года. Он первым на Попаснянском отделении последовал примеру парторга стахановского участка шахты «Центральная-Ирмино» Мирона Дижанова, сумевшего поднять весь коллектив на творческий труд. Большую работу по внедрению передовых приемов труда провел в те дни начальник отделения движения Н. И. Сафонов. Каменщик Н. И. Плескач на строительстве вагоноремонтного завода стал за смену укладывать кирпичей в три-пять раз больше, чем определялось нормами. Сверхрекордная кладка— 10 тысяч кирпичей. Правительство отметило заслуги передового стахановца среди транспортных строителей орденом Трудового Красного Знамени. Почетному железнодорожнику руководство завода и профорганизация вручили именные часы. Железнодорожный транспорт оснащался новой техникой, совершенствовалась технология. Ворошиловградский паровозостроительный завод имени Октябрьской Революции начал выпускать локомотивы серии ФД, в два раза мощнее паровоза серии Эу. Для них в Попасной построили новое депо. Появились более вместительные вагоны, в Лисичанске и Алмазной вагоноремонтные пункты. Получили развитие станции. На узле внедрили механическую централизацию стрелок, установили прожекторное освещение. В путь укладывались более мощные рельсы на щебеночном основании. Всюду на перегонах действовала блокировка. 1 мая 1935 года из ворот вагоноремонтного завода вышел первый отремонтированный вагон. В 1940 году мощность предприятия была не менее 250 вагонов в месяц. Приступили к созданию 20-тонных платформ. На стекольном заводе в годы предвоенных пятилеток построили два новых цеха. Производительность труда на предприятиях Попасной возросла в 1940 году по сравнению с 1913 годом в четыре раза. 24 октября 1938 года поселок отнесен к категории городов районного подчинения. За годы довоенных пятилеток он был электрифицирован, улицы благоустроены, построено много жилых домов, больница на 100 коек, поликлиника. Город обслуживали 42 врача и 150 специалистов со средним медицинским образованием. К 1940 году Попасная достигла сплошной грамотности населения, в ней работали три средние, одна семилетняя и одна школа рабочей молодежи, где 87 педагогов обучали 2760 человек. Местом культурного отдыха попаснян стал посаженный в 1935 году парк, где разместились читальный зал, летний кинотеатр и эстрада. Неподалеку построили стадион на 3 тысячи мест, соорудили пруд площадью 24 гектара. Но мирная жизнь попаснян, как и всего советского народа, была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

 

ОГНЕННЫЕ ГОДЫ

..........ногие труженики города и района в первые же дни войны ушли на фронт. Газета «Железнодорожник Донбасса» 28 июня 1941 года опубликовала письмо жены коммуниста ленинского призыва, машиниста-наставника депо Попасная В. Г. Жученко Акулины Ивановны. Активная общественница, воспитавшая трех сыновей и двух дочерей, писала: «Два моих сына — бойцы доблестной Красной Армии. Владимир — краснофлотец, Николай — танкист. Я горжусь тем, что на долю моих сынов выпала честь выполнить задание нашего правительства и отбить разбойничье нападение на нашу Родину. Я обращаюсь к Владимиру и Николаю с призывом: «Дорогие мои сыновья, вы хорошо знаете, что от вас требуется. Будьте же до конца верными своей клятве, данной вами в день принятия присяги на верность своему народу». В первые дни битвы с гитлеровскими захватчиками отдал свою жизнь за Родину коммунист П. М. Матвиенко. В свое время он работал кондуктором, потом служил на границе, и был за отвагу награжден орденом Красного Знамени, а вернувшись, стал секретарем Ворошиловградского обкома комсомола, избирался депутатом Верховного Совета УССР, работал в Ворошиловградском обкоме партии. Среди отважных защитников Родины — сын Попаснянского железнодорожника, участник К гражданской войны, командир полка, Герой Советского Союза Д. П. Шингирий, погибший на подступах к Берлину. Воспитанник местной школы ФЗУ летчик В. Н. Залевский в воздушных боях сбил лично 11 вражеских самолетов, I ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Смертью героя пал в битве на Курской дуге командир танкового экипажа Н. М. Канунников, участвовавший также в обороне Сталинграда. Его танк установлен в Волгограде на месте соединения частей двух фронтов. Двумя орденами Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны награжден летчик Н. М. Милашечкин. В городе проживает более двух тысяч участников Великой Отечественной войны. Те, кто оставался в Попасной, ковали победу трудом, несли фронтовую вахту. На предприятиях и станциях создавались истребительные батальоны и группы содействия им, отряды народного ополчения. В помощь транспортной военизированной охране формировались комсомольско-молодежные бригады. Они сопровождали поезда со стратегическими грузами, несли охрану предприятий, складов и путейских сооружений. Задания по формированию поездов перевыполнялись вдвое. В этом была немалая заслуга попаснянских диспетчеров С. М. Барбашина, М. К. Кучмы и П. И. Литенко, удостоенных правительственных наград в первые месяцы войны. Используя местные ресурсы, железнодорожники Попаснянского узла по инициативе коммунистов решили подготовиться к первой военной зиме своими силами и средствами. Их почин одобрили народный Комиссариат путей сообщения и Ворошиловградский обком партии. Уже в сентябре начальник дороги П. Ф. Кривонос и начальник политотдела Д. Т. Ованесов вручили коллективу станции Попасная паспорт готовности к первой военной зиме. Паровозники под руководством начальника депо П. А. Лакутина строили бронепоезда сначала в Попасной, а затем на Ворошиловградском паровозостроительном заводе имени Октябрьской Революции. Здесь коллектив возглавлял крупный специалист М. И. Колтунов, многие годы руководивший вагоноремонтным заводом. В марте 1942 года завод посетил командующий Южным фронтом генерал Р.Я. Малиновский и горячо поблагодарил железнодорожников за броневые крепости, ремонт военной техники и боевого снаряжения. Инициаторы подготовки к зиме СБОЯМИ силами и средствами, участники сооружения бронепоездов были награждены орденами и медалями. В их числе руководитель политотдела отделения Н. И. Назаров, начальник станции Попасная А. В. Добровольский, слесарь И. И. Гунько, машинист В. И. Журавлев, бригадир Н. Д. Лысенко, мастер В. И. Матвеев, котельщик Л. А. Моисеев, руководители дистанции пути и вагонного участка Г. Г. Шевелев и Г. В. Хахалейшвили, дорожный мастер И. И. Бондаренко, машинист Алмазнян-ской водокачки Л. Т. Чернышев, путевой обходчик М. М. Пащенко из Попасной, электромеханик дистанции сигнализации и связи Г. С. Садовский, начальник отделения движения Б. В. Делов. Под бомбежками и обстрелами водили железнодорожники поезда. Как герой погиб на своем посту машинист депо Попасная комсомолец С. О. Дюндик, уводя воинский эшелон от преследования фашистского самолета. Орден Красной Звезды вручили Попаснянскому машинисту И. С. Коваленко. Из района Дебальцево он возвращался в Ворошиловград с санитарной «летучкой», где было 120 раненых. Оказалось, что расположенная впереди станция Депрерадовка занята фашистами. Машинист развил большую скорость и, подъезжая к станции, открыл продувательный кран. Сухой пар высокого давления обдал бежавших навстречу гитлеровцев, и «летучка» проскочила сквозь вражеский заслон. В ноябре 1941 года бои переместились в Центральный Донбасс, фронт проходил по Северскому Донцу и Миусу. Северо-Донецкая железная дорога полностью стала фронтовой. Штаб ее переехал из Артемовска в Ворошиловград. Штаб Попаснянского отделения разделился на две части. Одна оперативная группа из Сватово командовала движением поездов на участке от Лоскутовки до границ с Купянским отделением, а вторая — из Алмазной на участке от Ломоватки до Марьевки. Первую группу возглавлял начальник отделения Б. В. Делов, а вторую — его заместитель А. Г. Ручко. Появились фронтовые бригады железнодорожников. Организаторами их были политотдел и парторганизации. Ударную силу бригад составляли коммунисты и комсомольцы. Они уходили на выполнение самых сложных и опасных заданий. 16 ноября 1941 года гитлеровцы атаковали Попасную со стороны села Триполье. Вместе с воинами отважно сражались бойцы местного истребительного отряда под командованием железнодорожника П. О. Серого, 12 из них погибли смертью храбрых. Бой шел уже в пределах станции Попасная, но старший стрелочник А. В. Чудный не покидал своего поста № 26. Отбивая атаки врага, команды бронепоездов № 6 и № 11 вывозили в Марьевку оставшиеся вагоны с ценными грузами. Путь им прокладывали, а если требовалось, то и переводили стрелки составитель поездов К. С. Степаненко, путеец А. М. Сушко. Исключительную решительность при эвакуации узла проявили заместитель начальника отделения движения коммунист А. Г. Ручко и работник политотдела отделения А. Ф. Петриенко. 17 ноября гитлеровцы ворвались на станцию Шипилово. Они требовали от начальника станции С. Ф. Нехая, дежурного по станции С.3. Слюсаренко, дорожного мастера М.Е. Вахненко и ремонтного рабочего С. С. Анисимова сведений о частях Красной Армии, расположенных на этом участке фронта. Ничего не добившись, фашисты расстреляли патриотов на глазах у жен, матерей и детей. На шестой день советские войска вышибли врага из Шипилово, героев железнодорожников похоронили с воинскими почестями в братской могиле у пассажирского здания. На участке Сентяновка—Водопровод оборону держали сводный батальон 28-й отдельной железнодорожной бригады и три бронепоезда. Партия и правительство высоко оценили подвиг военных железнодорожников и работников магистрали на подступах к Сентяновке. Ордена Красной Звезды были удостоены машинисты И. Д. Губин и И. К. Солошенко, ордена «Знак Почета» — бригадир пути П. Т. Пехтерев и составитель Г. А. Юраш, других наград — путеобходчик В. П. Белых, осмотрщик вагонов А. Г. Колесников, начальники станций Сифонная и Водопровод С. Ф. Выгуляр и П. Д. Воробьев. Бесстрашно трудились в дни обороны железнодорожники Марьевки во главе с начальником станции А.М.Чемерисом, отмеченным восемью правительственными наградами. Они пропускали бронепоезд и бронедрезины, принимали и отправляли «летучки» с боеприпасами, снаряжением и ранеными, готовили подвижной состав под уголь, который вывозили по ночам с рудника «Золотое». Когда территория Донбасса была захвачена гитлеровцами, Попаснянские железнодорожники трудились в Кизляре, Ташкенте, на Урале, в Сибири. Те же, кто оставался на временно оккупированной территории, продолжали вести борьбу с врагом. Патриоты всячески срывали попытки оккупантов наладить работу железнодорожного узла и предприятий города. Активно действовал созданный на базе народного ополчения вагоноремонтного завода партизанский отряд. Его командиром был слесарь коммунист Н. П. Михайличенко, начальником штаба — электромонтер Г. П. Приймаков. В апреле 1942 года Попаснянские партизаны перебазировались в Кременские леса и влились в отряд Я.И. Сиворонова. За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, Н. П. Михайличенко награжден орденами боевого Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени и Богдана Хмельницкого 2-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, Г. П. Приймаков — орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Жизнь отдали за правое дело участники патриотических подпольных групп бригадир электриков И. М. Токарев, слесарь депо С. Д. Можаев, помощник машиниста Б. А. Сафонов и другие. Фашисты расстреляли 937 и насильно угнали в Германию 543 мирных жителя города и близлежащих деревень. В декабре 1942 года началось освобождение Ворошиловградщины. К марту 1943 года магистраль, как и осенью 1941 года, оказалась фронтовой. Отдельные ее участки удерживал враг, другие были заняты советскими войсками. Руководство Попаснянского отделения расположилось в Сватово и отвечало за работу станций до Рубежной. Многие Попаснянские железнодорожники, возвратившись из тыла, трудились в Старобельске, Ворошиловграде, Купянске. 3 сентября части 259-й стрелковой дивизии 32-го корпуса под командованием генерал-майора А. М. Власенко освободили Попасную от гитлеровских оккупантов. Город и узел были превращены в руины. Под руководством партийных и советских органов все трудоспособное население разбирало завалы, расчищало и ремонтировало железнодорожные линии. Через несколько дней после освобождения станция уже приняла первые эшелоны, идущие на фронт, вагоны с продовольствием для трудящихся Донбасса. По призыву коммунистов и комсомольцев паровозного депо каждый железнодорожник обязался в свободное время отработать на восстановлении не менее 100 часов. Комплексная бригада М. А. Удода организовала выпуск паровозов в одну смену с гарантийной маркой. Бригадиру вручили орден Ленина. Машинист Ф. А. Сумщенко получил орден Отечественной войны 2-й степени. Удостоились орденов путеобходчик С. И. Скляров, помощник машиниста Ф. Е. Сергиенко, начальник депо Сватово, Ф. Т. Тарасов. В депо Попасная, а затем и на других предприятиях железной дороги появились книжки вкладчика в фонд победы. Одному из первых в Попасной такую книжку вручили коммунисту И. А. Молчанову, за 4 месяца сэкономившему ИЗ тони топлива. К маю 1944 года в депо насчитывалось 698 вкладчиков в фонд победы. Среди них был и котельщик Я. М. Головня, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени. Организаторы патриотических дел начальник депо П. А. Лакутин и секретарь узлового парткома Г. М. Долгих стали кавалерами ордена «Знак Почета». Транспорт ощущал острую нехватку кадров. Машинист депо Попасная И. А. Иванов создал на паровозе школу производственного обучения молодых помощников и кочегаров. Народный комиссариат путей сообщения одобрил начинание коммуниста-новатора. Движение за подготовку кадров своими силами и средствами охватило все железные дороги страны. И. А. Иванов был награжден орденом Ленина. Одному из первых его последователей— 'машинисту-инструктору Ф. В. Подземельному — вручили орден «Знак Почета», а начальнику отделения паровозного хозяйства П. М. Башину — орден Трудового Красного Знамени. Железнодорожники Попаснянского отделения и шахтеры треста «Первомайскуголь» одними из первых бросили клич: «Добудем и отгрузим больше топлива фронту и промышленности». Их призыв горячо встретили в Донбассе, Кузбассе, Караганде и других районах страны. Началось соревнование под девизом: «Уголь — тоже оружие победы!» Его распространению способствовал начальник Попаснянского отделения службы движения Герой Социалистического Труда Н.П. Водважко, получивший тогда орден Красной Звезды. Попаснянский поездной вагонный мастер С.В. Каламайка начал устранять мелкие неисправности вагонов не только на пунктах технического осмотра, но и на линейных станциях во время кратковременных стоянок. Опыт кавалера ордена Отечественной войны 2-й степени С. В. Каламайка переняли на многих магистралях. В октябре 1943 года Попасная уже получила электроэнергию. Восстанавливалось жилье. Открылись магазины, больница и поликлиника, начались занятия в двух средних школах. В улучшении снабжения продуктами большую роль сыграли подсобные хозяйства предприятий. Возобновили выход районная газета «По ленинскому пути» и транспортная многотиражка «Прапор залізничника». В феврале 1944 года стал давать продукцию стекольный завод, а через три месяца — вагоноремонтный завод. К августу вступили в строй действующих железнодорожные объекты первой очереди. За годы войны Попаснянское отделение трижды удостаивалось переходящих Красных знамен НКПС и ЦК профсоюза. Дважды получали эти награды паровозники и вагонники Попасной.

Весь материал был проработан редакцией сайта города Попасная и взят из независимых источников

 

 
Popasnaya.com.ua Web-Source 2003 - 2004 / babelyuk jr / PrimakovS / All Rights Reserved